Открытая лекция «Акварели Волошина в свете учения о цвете Гёте, продолжение его живописной линии в ХХ веке»
3 марта 2015 (вт 18:30–21:00) Калужская площадь, дом 1, корпус 1, Октябрьская
Стоимость и запись
Выйди на кровлю. Склонись на четыре
Стороны света, простерши ладонь...
Солнце... Вода... Облака... Огонь... -
Все, что есть прекрасного в мире...
Творчество Максимилиана Волошина предстает в виде удивительной целостности восприятия мира. Его стихи и его акварели на первый взгляд представляют далеко отстоящие полюса. Но на деле они являются двумя ипостасями единого потока духовной жизни.
Темы лекции:
- Как подобно Волошину, опираясь на «Учение о цвете» Гёте мы можем самостоятельно осуществлять путь синтеза в живописных упражнениях;
- Как можно приступить к стихосложению на основе тех же принципов «Учения о цвете»;
- «Поэзия Волошина и „Учение о цвете“ Гёте: единый принцип гармонии»
- О том, что уже достигнуто в этом направлении на примере творчества художников, продолживших и развивших это направление, малоизвестных у нас (Герард Вагнер, Лиана Колло дЭрбуа, Беа ван дер Стен и другие).
В основе поэзии и живописи Максимильяна Волошина лежит некая наука, не остающаяся вне предмета, но — проникающая в душу вещей. Наука, которой ныне нет в академиях и университетах. Внутреннее переживание и познание цвета находим у Гёте, в его «Учении о цвете», с которым был хорошо знаком и Волошин. Он практиковался в создании этой «новой науки» как живописец и поэт, преодолевая разрыв искусства и научного подхода.
«Точно так же, как и художник не имеет сотрудничества ученого, точно так же и ученый не имеет сейчас часто необходимого орудия эксперимента и анализа», — пишет Волошин. Он говорит о целых областях этой «новой науки»: «(...) в наши дни художник напрасно будет искать так необходимых ему художественной метеорологии, геологии, художественной ботаники, зоологии, не говорю уже о художественной социологии».
Исследователь, он в своих акварельных работах изучает законы стихийного мира: «Главной темой моих акварелей является изображение воздуха, света, воды, расположение их по резонированным и резонирующим планам». «Я горжусь тем, что первыми ценителями моих акварелей явились геологи и планеристы (...) Это указывает на их точность», — пишет он в очерке «О самом себе».
Гёте показывает, как свет и тьма соединяясь, порождают цвета. В стихе Волошина — тот же синтез, ритмика и игра порождающего соединения и резонанса противосил. Сам он говорит о том, что ритм пейзажа живет и пульсирует в его поэзии.
Поэзия Волошина, его стихи — космологичны, каждое его стихотворение — это мир, вселенная ритмов и образов, закономерно упорядоченных космосом Коктебеля, как и его акварели. «Живопись — это воспоминание о процессе сотворения мира».
|
Скалистых гор зубчатый окоем
Замкнул залив Алкеевым стихом,
Асимметрично-строгими строфами.
«Дом поэта»
|
Сосредоточенность и теснота
Зубчатых скал, а рядом широта
Степных равнин и млеющие дали
Стиху — разбег, а мысли — меру дали.
«Коктебель»
|
Место проведения
Октябрьская (3 мин. пешком, 200 метров)
|
Стоимость и оплата
Лекция открытая, цена свободная.
Запись на мероприятие
Пожалуйста, сообщите о своем намерении прийти:
Мероприятие завершено.
|