«Несколько лет назад я чудесным образом попал в шерстяной мир — мир где возможны любые волшебства в красках и формах. Где из воздушного комочка натуральной шерсти можно создать и оживить любое существо: зверя, человека, сказочного персонажа... А из прядей гребеной ленты получить невероятной красоты цветовые сочетания и создать картину: пейзаж, сюжет, натюрморт. И эта картина будет буквально дышать жизнью: в зависимости от того, как падает цвет, переливаются различными оттенками шерстяные нити, меняется ощущение формы и объема.
У меня были прекрасные учителя — Света Фомина и Таня Волкова, с которыми уже на первом же занятии получилось сделать что-то достойное. Но на самом деле еще и сама шерсть — очень гибкий материал, невероятно приятный на ощупь. Ему стоит просто довериться, войти в контакт, почувствовать, и тогда он вас сам поведет к тому, чтобы создать свой маленький и уютный шерстяной шедевр.
На этих занятиях я делюсь теми навыками и знаниями, которые получил на мастер-классах других педагогов и которые наработал в процессе самостоятельных занятий. Иногда так здорово, особенно в промозглый осенний или холодный зимний вечер, собраться всем вместе, зажечь свечу, достать коробку с разноцветной шерстью и начать творить... А что получится — иногда даже сам не знаешь вначале. Шерсть подскажет...
Выше представлены примеры моих работ, а ниже — описание направлений и фото с занятий».
Шерстяная скульпутра
Именно такое ощущение дает сухое валяние — что вы создаете скульптуру. Только, в отличие от камня или дерева, шерсть прощает ошибки: если вы где-то «выбрали лишнего», то можно подложить в это место комок шерсти и привалять его; если где-то, наоборот, торчит, то можно еще «поработать иголкой» и поверхность приобретет нужную форму.
В данном случае мы говорим о сухом валянии (есть еще и «мокрое», подробнее о направлениях можно узнать, например, в википедии):
в качестве исходного материала используется окрашенный кардочес, рабочий инструмент — специальная игла с засечками. Иглы бывают разные по диаметру и форме сечения, тот или иной тип используется в зависимости от задачи и тонкости обработки. Есть, например, иглы с обратной засечкой, они позволяют не уваливать шерсть, а наоборот, выдергивать ее, создавая таким образом приятную опушку.
Я в работе придерживаюсь методики «целостного валяния», когда существо создается сразу целиком из одного «эфирного» шерстяного облака, которое постепенно уплотняется, в процессе обработки все больше и точнее приближаясь к нужной форме (второй вариант, когда отдельно валяются части тела — голова, руки, ноги, туловище — мне не очень импонирует, так как тогда возникает ощущение, что живое существо собирают из запчастей). Хотя какие-то отдельные детали и здесь приходится валять отдельно, например, небольшие ушки или тонкий хвостик. И в любом случае, процесс требует терпения и усидчивости, даже на самую простую игрушку уходит минимум часа два-три. Многое зависит еще и от плотности уваливания: чем дольше работать, тем большую плотность можно создать. Такие фигурки долговечнее, особенно в руках играющих детей, но некоторым по душе более воздушные, легкие формы. Выбор за вами. Кстати, на занятия приходят не только женщины: мужчин, которые набрались решимости заняться «женским делом», процесс затягивает и получается у них не хуже.
Так что приглашаю вас попробовать этот вид рукоделия, хотя бы один раз, чтобы почувствовать как что-то рождается прямо в ваших руках: шерстяное, теплое и живое.
Картины из шерсти
Совсем другой вид рукоделия по сравнению с сухим валянием. Здесь мы работаем с гребеной лентой — специальным образом обработанной шерстью, в которой волокнам придана единая направленность. Из этой ленты вытягиваются пряди и укладываются друг за другом на картину. Прядочки — легкие, воздушные, очень приятные тактильно. Большие возможности открывает смешивание различных по цвету прядей: получаются такие переливы цвета и света, что красками в живописи еще пойди такие сделай! Недаром иногда картины из шерсти называют шерстяной акварелью.
Процесс создания картины делится на два этапа. Первый — подготовительный, выкладывание фона. Второй — непосредственно формирование сюжета, образов. Помимо гребеной ленты могут использоваться дополнительные материалы для создания различных эффектов: кардочес, шелк, а также природные компоненты: травы, цветы, листья... Все в прок, и все красиво. И картины получаются всегда добрые, ведь шерсть — добрый материал, который природа от своих щедрот дарит человеку.
Очень хорошую дополнительную подготовку к созданию шерстяных картин дают занятия пастельной живописью с Александром Цвеликом. Тогда приходит более глубокое и целостное понимание цвета, его устройство в природе, в мире, и каким образом это лучше всего отобразить на полотне. И кто знает, может вы еще и к живописи пристраститесь. «Два в одном» как говорится. Приходите, пробуйте — будет точно интересно, наверняка очень красиво, и, наконец, полезно для души.