«Мастер и подмастерье» — статья-размышление о ступенях мастерства и способе обрести собственное ви́дение.
Курс живописи Александра Цвелика «Учимся рисовать с нуля»
Не важно, умеете вы рисовать или нет. На самом деле это умение заключается в видении, которое приходит к нам, когда мы начинаем чувстовать движение мировых процессов.
На наших занятиях вы сможете начать рисовать и начать видеть потоки и движения цвета в ходе года. Также как и в музыке, в пейзаже сплетаются несколько потоков, несколько голосов и, соединяясь, создают образ. В нем угадывается каждый из голосов, но в целом возникает нечто совершенно новое.
Первая партия — голос света. Он представлен небесными светилами: Солнце, Луна, звезды. Они дарят свет, который пробуждает собой все. Свет теплый или холодный, сильный и яркий или рассеянный и мягкий — он задает всему тон, придает свой отсвет.
Второй голос — это отклик небосвода, воздушной сферы. Он всегда удивительным образом находится в гармонии и соответствии с первым голосом: если солнце стоит высоко и оно ярко-золотое — то ему отвечают в небе совершено определенные тона светлой голубизны; если же солнце клонится к закату, краснеет и багровеет, то и небесная сфера на противоположной стороне у горизонта темнеет, наливаясь глубиной, наполняясь синевой и фиолетовыми тонами. Цвета двух голосов (светил и небесного свода) всегда пребывают в балансе! Подобно огромным весам поворачиваются они, склоняясь то на сторону света, то на сторону тьмы, всегда колеблясь, но пребывая в подвижном равновесии.
Третий голос — цвета самой земли. Снега и сугробы или пашня, желтые или зеленые листья, пушистые или голые ветки... Цветы, трава, стена леса... Водный простор или широкое поле... Все они воспринимают на себя два первых голоса, накладывающих на них свою печать.
На заре белые березы предстают оранжевыми и красными, а тени на сугробах в яркий солнечный день сияют глубиной голубизны...
Четвертый глас — живой и человеческий. Снегири на заснеженном дереве, вечерние огни, костер, печка, фонари и горящие вдали окна... Тропинка, протоптанная в снегу, рыжая или желтая стена дома... Клумба, дорожка, статуя, решетка сада... Калитка, занавеска на окне... Ваза с цветами или фруктами на столе, скатерть... Свечи, елка, наряд её... Платья, одежды пестреющей толпы... Улица, аллея, уходящая вдаль. Лестница, спуск к воде... Лодка...
Они тоже приносят нечто в общую симфонию.
И только когда все четыре голоса собираются вместе, мы можем полноценно достичь пятого элемента — обнаружить самих себя, ощутить дыхание своей души вместе с дыханием года.
«Это „Путешествие по цветам года“ cокровенным образом спрятанно таится в душе каждого человека — и взрослого, и ребенка. Только чаще всего оно погребено за серой стеной предметного восприятия. „Это просто дерево, это просто земля, это просто снег, ... Небо просто синее, трава просто зеленая, это дерево, оно деревянное ...“ — такой скучный монолог твердит голова-заучка, не пропуская в душу новые, сочные восприятия. Обыденное предметное восприятие на всем поставило штамп, определило всему свое место и цвет — и перестало смотреть вокруг: что трава не „зеленая“, а в ней множество оттенков, не только зеленого, но и красного, бордового, синего, серого, фиолетового...
В своей работе я предлагаю это открытие цветовых переживаний в ходе года взрослым. Эти картины пастельными мелками, направленные на открытие зрения, мы делаем в цикле занятий «Дыхание года». Трудно поверить тем, кто еще не пробовал, но уже на первом занятии цвета начинают играть, и возникает полноценная картина, пейзаж вполне узнаваемый. Глаза открываются...
Дорогие взрослые, не думайте, что вам недоступна живопись! Каждый, кто приходит к ней, кто приходил на наши занятия, убедился, что он может. Что тот ребенок, о котором пишет книга Брюн и Литхард „Живопись в образовании. Опыт вальдорфской школы“, жив внутри нас. Ему только нужно помочь проснуться!
Здесь я привожу примеры первых работ его случившегося пробуждения.
Привожу для того, чтобы вы, дорогие родители, обратили внимание и на себя, на того ребенка, который живет внутри вас самих. И дали пищу и радость ему. Он тоже хочет видеть цвета и играть с ними! И если дать ему это делать, то, быть может, легче будет найти контакт и с детьми? Подобное тянется к подобному. А кроме того, вы уж не обижайтесь, вы перестаете преследовать своих детей неуемной заботой об их „развитии“ пичкать их информацией, методиками, знаниями. В душе появляется спокойствие — я тоже могу! И начинается развитие естественным путем: когда ребенок усваивает от вас самих, через пример и подражание, оживляемую вами в себе красоту, радость творчества и любовь к своему доброму делу.
Дорогие родители! Разрешите себе то творчество, к которому вы иной раз силком пытаетесь приучить своих детей — и детям станет интересно с вами. А что может быть лучше этого? Любить и быть вместе — но не сидеть, уставившись друг на друга, а вместе делать общее дело»!
«Мои занятия живописью начались с моей дочки Лады, ей десять лет. Я вижу у нее с детства тягу к рисованию. Она просто садится и рисует, рисует. Конечно же я захотела развития, мы отдали ее в школу рисования. Однако через два-три занятия начиналось: „Ой, я не хочу! Можно я не пойду?“. Никакие уговоры вроде „Ну ты же хорошо рисуешь, ты же это любишь!“, — не помогали.
То есть тяга к рисованию и талант — налицо, а вот как его раскрыть, помочь ей реализовывать, я не знаю, и, судя по всему, педагоги по рисованию в той школе, куда мы ходили (одна из ведущих профессиональных школ по рисованию) — тоже. Причем, я бы даже сказала, каким-то удивительным образом результат обратный: у дочки появляется отвращение к этому занятию.
Я начала искать, где Лада могла бы учиться рисовать с любовью и увлечением, и попала на занятия Александра Михайловича Цвелика. И вдруг после пары занятий с удивлением обнаружила, что теперь рисовать хочу я сама! И самое главное — я могу. У меня со школы было убеждение, что рисовать я не умею.
Потому как-будто бы это мое рисование открывает что-то во мне такое чудное, что давно я с детства не помню. Как если бы душа будто зачерствевает во взрослости, и потом я уже не знаю, как же себя оживить. Мы привыкаем ходить и смотреть себе под ноги, а мыслями убегать вперед...».Читать далее
После первого занятия, я вдруг обнаружила, что забыла, что можно смотреть на небо, я вдруг подняла голову и стала с радостью наблюдать за движением цвета и света в природе. Я стала чувствовать внутренний отклик на красоту внутри, это похоже на движение, на щекотку где-то в районе груди. Недаром говорят „тронула“ — это что-то внутри сдвигается с мертвой точки, внутренние крепости начинают двигаться (так же как на картине, когда рисуешь пастелью, вдруг оттуда начинает появляться лес или дорога). Я стала смотреть вокруг и видеть мир и удивляться. У меня стали получаться картины! Самое удивительное, что картина как бы прорастает из меня, из моего состояния, и оживает. Каждый раз удивляюсь, что когда рисуем на заданную тему — у каждого получается что-то свое особенное — и очень красивое.
Я поняла, что хочу идти дальше, вглубь себя, в цвет, в пробуждение себя, в историю живописи, в „тренировку“ навыка удивления миру. А то мышцы качать умеем, а душевные движения тоже выходит надо „качать“. Теперь мы рисуем и лепим каждый месяц, а также проводим лекции по истории мирового искусства с Александром Михайловичем, чтобы прочувствовать и архитектуру и формы и понимать язык художников и искусства. Живопись недаром имеет в корне „жив“: когда я рисую — я живу. Теперь мы с удовольствием рисуем все: и я, и дочери».
Галина Кузнецова:
«Зачем сюда приходить?
Занятия с Александром Михайловичем — тот случай, когда постановке руки предшествует исследование души, и движение по спирали спускается к бумаге, оформляясь и обрастая штрихами и нюансами, обретая вес. И вот это самое важное.
Что получаю для себя — каждый раз открытие, никогда не знаешь, что из себя вытащишь, какой стороной повернешься. В первый раз удивлением было как картина, слепок одного момента, разворачивается в историю, с предшествующим действием и будущим, и как можно увидеть объем, второй-третий план на физическом уровне, и почувствовать связь „физики“ с метафизикой. На одном из занятий я нашла свой синий, бирюза с индиго, — свою вторую половину. Первая — желтая с оранжевым. Это помогает ощущать цельность — и это тоже одно из неочевидных следствий занятий здесь.
Что еще ценно — разбор полетов, когда после занятия работы собираются, и каждая анализируется — здесь получилось, а здесь можно было бы развернуть и вот так. Удивительно, как одна и та же тема разворачивается под разными призмами, и насколько разнообразны наши взгляды. В жизни это удерживает от прямолинейных и быстрых суждений — правильно только так».
«Сложно сказать коротко — впечатлений столько и все важные. Но я попробую.
Я попал на эти занятия весьма случайно. Вообще-то в планах не было заняться живописью, но Даша, которая уже рисовала с Александром Михайловичем, позвала за компанию, и я подумал: „Почему не сходить пару раз попробовать?“ Тем более, что я со времен школы не рисовал и была очень сильная боязнь вплоть до ступора, что ничего не получится. На первом занятии ничего и не получилось. То есть какая-то картинка с помощью ведущего нарисовалась, но ступор был силен, я порой минут по десять сидел перед полупустым пейзажем, боясь продолжить, потому что непонятно было вообще ничего. Да еще пространные, погружающие в транс лекции Александра Михайловича делали непонимание совершенным. На эту тему я от него впоследствии услышал забавную историю про одну девочку, которая сидела перед пустым листом и со слезами говорила „У меня ничего не получается“.
Слава Богу, несмотря на отчаяние, хватило сил собраться и продолжить, не быть той девочкой, которая ничего не делает и у которой, конечно, ничего не получается. Я стал посещать занятия, и просто хоть что-то и как-то рисовать. Потихоньку-помаленьку начало приходить понимание, начала складываться картина подхода, который предлагает Александр Михайлович. И довольно скоро стало ясно, что нарисованная картинка совершенно не является главной целью (было одно занятие, на котором участники за два часа не нарисовали ни одной лини, ни одного мазка, но ушли полностью удовлетворенные и наполненные, с ощущением, что они прекрасно порисовали). Важна та душевная работа, которая совершается в процессе. А работа происходит очень большая, и в этом огромная заслуга ведущего...».Читать далее
Волшебным образом своими сопровождающими рассказами Александру Михайловичу удается погрузить людей в состояние того или иного времени года, той или иной сказки, того или иного места. Так, что открывается внутреннее ви́дение, внутреннее переживание момента, и это состояние само просится быть перенесенным на бумагу и быть прожитым в процессе этого. И становится совершенно неважна оценка, получается картина или нет, неважно, рисую ли я на заданную сегодня тему поздней осени или незаметно для самого себя просто погрузился в переживание сочетания голубого с желтым и забыл думать про осень как таковую. Появляется возможность пробудить и высвободить те переживания, которые хранятся в каждом из нас, дать им проявиться. В процессе можно ощутить это даже физически, как ощущения в теле: у меня порой бывает эффект, что называется, „слюньки текут“, или „челюсть сводит“, или как-то еще, так хочется порой „напиться“, напитаться ощущением того или иного цвета или цветового перехода.
Все это не отменяет, впрочем, что картинки на выходе у всех получаются замечательные. Особенно замечательные тем, что на них не изображен предметный мир с точностью „до гвоздя“. Достаточно размытые и зыбкие образы, оставляющие простор для воображения, они приводят в действие внутреннее движение. В одном и том же пейзаже кто-то может отправиться на прогулку по дорожке вдоль озера, другой углубиться в чащу леса на заднем плане, третий будет любоваться переходами красок предзакатного неба. Именно в этот момент пробуждается ви́дение. Ви́дение и понимание, что я сам являюсь творцом своего мира, который не есть плод моей произвольной фантазии, но есть то, чем я являюсь внутри по своей сути. Понимание того, что я умею, хочу и должен творить. Вспоминается изречение Николая Заболоцкого, которое висело в школе в классе русского языка и литературы наряду с афоризмами других классиков: „Душа обязана трудиться“. Действительно, душа обязана трудиться, и обязанность эта из тех, что делают человека Человеком».
Татьяна Муравьева:
«Моей дочери 8 лет. Ей нужно было сделать презентацию по ИЗО, я ей предложила посмотреть видео Александра Цвелика вместе со мной, но мне пришлось уйти укладывать младшую дочь спать, через 15 минут я прихожу и вот, что вижу !!!!
По поводу пастели, я бы сказала, что это первый опыт! Так как месяц до этого мы рисовали масляной пастелью, просто как восковыми мелками! И тут я подумала, что пастель наша просто лежит, надо бы начать творить, решила начать с видео Александра, хотели вместе просмотреть, но мне пришлось уйти минут на 15-20, а потом это чудо! Вот это меня и удивило, что это в принципе ее первая картина пастелью».
«На днях пришла я счастливая с мастер-класса Александра Цвелика и показала сыну свою работу пастелью, а потом мы на сайте Александра Михайловича www.nesudobro.ru увидели видео уроки. Сын загорелся желанием рисовать пастелью. А я и рада, так как считаю что у сына способности к рисованию, а он их игнорит)) вот , что у нас получилось: там где река и горы — это Илья (я чуть-чуть помогала), а там, где ночь — это мой „шедевр“ )))».
«До прошедшего уикэнда могла сколь угодно подробно рассматривать и вслушиваться в лекции и видеоуроки Александра Цвелика, но „живой“ семинар — для меня это настоящая драгоценность. Ощутить ребенка — космосом, увидеть параллели в его развитии и развитии мирового искусства, услышать — что есть такое — эти невинные первоначальные „каля-маля“ и что на самом деле рисует ребенок. Что движет им, какие силы. Как он проживает цвет, как чувствует пространство и другого. Пережить самой цвет — как душу краски. Пробовать, снова пробовать, задавать глупые вопросы, терзать ими мастера, измазывать руки пастелью, а столы , неотмываемо, акварелью... и — ощутить вот это вот — я рисую не мелками, не кистью. Увидеть это потом в своих картинах. И перейти важную точку невозврата в своем отношении к рисованию с детьми, к предметному рисованию с ними, к ощущению и движению цвета. Сердечное спасибо, мастер!»
«Третий день встречи с Александром Цвеликом (арт-терапевтом, преподавателем живописи, рисунка, лепки, истории изобразительного искусства) прошел еще глубже, мы погрузились в волшебство, передаваемое пастелью.
На первом занятии „Дыхание года“: „На пути к Рождеству. Пастухи и волхвы“ мы рисовали красоту зимы, сугробов, удивительное небо с его красочными переливами, учились видеть как падает свет, какие образуются тени, блеск, как цвет меняется, движется, живет в своем бытие. Смотрю на свою работу и „утопаю“ в ней, в ее бескрайности, любуюсь своим творением. Отметила, что когда „выключаюсь“ из процесса, из своего погружения, то начинаю оценивать — а хорошо ли получилось, а как у других? Ловлю себя на этих мыслях и возвращаюсь „в глубину“. Я рисую себя, свою Душу, и насколько я погружаюсь, настолько она прекрасна.
Второе занятие из цикла „Сказка судьбы“: рисуем сказку „Звездные талеры“ братьев Гримм. Здесь также играли со светом и тенью, но рисовали уже маленькую девочку, которая принимает свет с небес. Чудеса — увидеть вновь себя на картине. Очень порадовала картина, насколько она пронизана теплом, любовью, светом, потоками и дыханием жизни.
Благодарю за простые чудеса в моей жизни!»
Фрагменты занятий
Введение в настроение Иоаннова Дня на занятии по летнему пейзажу
Фрагмент рисования осеннего настроения
Видеоклип о занятиях Александра Цвелика в Краснодаре Благодарим за предоставленный материал творческое объединение «Афильм» www.afilm.pro