Развивающие терапевтические упражнения по лепке и образному мышлению. Пробуждение подвижности мышления в работе с превращением геометрических форм.
Платоновы тела и баланс сил в организме человека. Стихийные элементы (тепло, воздушность, текучесть, твердь) и прообразы форм.
Программа цикла из пяти занятий
Работа над жестом соединения (тепла), его связь с укреплением «Я-организма», баланса и равновесия тела. Тетраэдр — «тело огня».
Октаэдр — «тело воздуха», преобразование тетраэдра в октаэдр. Элемент тепла уплотняется до элемента воздуха. Укрепление душевного равновесия в человеке. Дыхание.
Икосаэдр (20-гранник) — «тело воды». Преобразование твердого элемента в текучее. Эфирные силы и силы роста как преобразователи мертвого в живое.
Пятый элемент — «квинтэссенция» («квинт» — пятый), соединение жестов и тенденций всех предыдущих форм в человеке. Пентаграмма и пентагон-додекаэдр — «тело эфира» как результат этого соединения. Лепка как деятельность пробуждающая эфирные (жизненные) силы.
Описание
Каждая форма в ходе лепки возникает из определенного, задаваемого в начале упражнения, соединения движений, жестов рук.
Последовательность жестов, которые образуют при лепке Платоновы тела, является набором «пражестов» всех форм. А вся совокупность платоновых тел образует первоалфавит мировых качеств сил и форм.
Важно, что «первичные жесты», первопринципы, можно одновременно ощутить в себе, ибо они формируют собой и человека, задают принципы функционирования разных отделов тела. Например, принцип двенадцатигранника, пентагон-додекаэдра, участвует в формировании одновременно трех органов — головы, гортани и сердца. В процессе лепки руками и превращения платоновых тел восстанавливается также естественный баланс организма. Мы перестаем быть сторонними наблюдателями, а сливаемся с процессами формирования — предмета, организма, растения. Внутренне соприсутствуем динамике становления живого.
Если бы Кант лепил, он никогда не застрял бы на «вещи в себе» — трагической концепции запертости человека в своих субъективных понятиях.
Упражнения курса сопровождаются мыслительными упражнениями. Руки при воспоминании процесса подсказывают голове, как менялась форма. Мышление оказывается ведомо, направляемо воспоминанием рук. И пластичность руки становится пластикой мысли! Когда мы смотрим на мир не предметно, нам открывается внутреннее, качественное сродство биологических, биографических и других процессов. И можно заметить, например, что цветок проходит в своем развитии фазы, подобные фазам нашей собственной жизни.