Работа в углубленной группе посвящена изучению того, как духовные силы проявляются в цвете, в пространстве, в материальных формах, в мире растений и животных. Мы будем знакомиться с мировыми пра-жестами: как они проявляются в человеческом теле, в природе, в жизненных процессах, в характерах планетных сил. Этот курс связывает воедино различные области человеческой культуры и искусства: архитектуру, скульптуру, живопись, мифологию и сказки. Мы сами станем исследователями и через мыслительные и художественные упражнения (пастель, акварель, уголь, тушь, лепка) соприкоснемся с опытом становления и развития человечества.
Темы занятий
Духовная природа цвета. Учение Гете о цвете. Цвет и сакральная геометрия как проявление высшей духовной реальности. Цвет и его планетарные связи.
Свет и тьма как первоосновные качества живописного.
Жесты деревьев и растений. Понимание пространственно-эфирных преобразований метаморфоза растений.
Формы и жесты животного царства.
Темы занятий на зиму-весну 2018 (5-6 занятий с февраля по июнь)
Первая ступень. Возникновение форм планетных печатей, данных Рудольфом Штейнером, из движения. Как движение рождает формы и как формы преобразуются по стадиям планетной эволюции. Связь форм печатей и характеров роста растений.
Вторая ступень. Жест и движение в Существе цвета. Упражнения по переживанию жестов движения цвета. Работа с жестами цвета исходя их движения Света и Тьмы. Цвет как их соединение. Лиана Колло Д`Эрбуа и ее школа. Переживание цвета, исходя из взаимодействия Света и Тьмы. Различные ступени переживания цвета (учение о цвете Гёте и понимание цвета у Штейнера). Упражнения в угле, пастели и акварели.
Третья ступень. Упражнения в послойной акварельной живописи как высшая стадия переживания цвета в атмосфере.
Задачи курса
Увеличение собственной «палитры» восприятия;
Развитие способности внутренней подвижности мышления, своего рода «проминание» статичных образов и формирование системного целостного восприятия;
Изучение пра-языка, универсальных принципов построения процессов, форм, пространства.
Методы работы
Работа начинается с практических упражнений в материале — лепки (или рисования), и сопровождается внутренними упражнениями сознания.
Укрепление внутренней подвижности мышления достигается путем воссоздания в воображении метаморфоза, произведенного в материале, и далее — попыткой продолжить его на следующую ступень уже мысленно.
Телесная деятельность и мышление здесь объединяются, подобно сообщающимся сосудам;
«Сделанное руками» дает ориентир и опору мышлению в представлении метаморфоза, удерживая от рассеянности и блуждания; задание же «продолжить дальше в мыслях» уже сделанный руками метаморфоз — пробуждает силу наблюдения при следующих упражнениях с материалом.
Для кого
В первую очередь мы приглашаем тех, кто уже посещает занятия по живописи и лекции по истории искусства Александра Цвелика и заинтересован в более глубоком исследовании законов цвета, форм и движения. Данные занятия предназначены для всех, кто интересуется и занимается искусством как способом развития мышления, восприятия, душевного наполнения, обогащения жизни красотой и истиной. Всем, кому необходимо производить собственные метаморфозы, простраивать свои действия, воспринимать много разной информации и искать методы ее преобразования. Искать и находить творческий подход к жизни, когда жизнь и работа становятся
собственным индивидуальным искусством. Для художников, терапевтов, педагогов, родителей, менеджеров любого уровня.